Автоматическая система пожаротушения для транспортных средств (АСПТС) предназначена для:
- автоматического контроля значения температуры в защищаемых отсеках транспортного средства;
- непрерывной круглосуточной работы в составе контролируемого объекта;
- выдачи информации о превышении заданного температурного порога в защищаемых отсеках транспортного средства;
- подачи электрического импульса для запуска средств пожаротушения;
- подачи сигнала на исполнительные устройства;
- автоматического определения положения объекта относительно вертикали;
- подачи сигнала на исполнительные устройства при превышении заданного угла отклонения от вертикали.
Состав АСПТС:
- Блок контроля, индикации и управления (БКИУ);
- Кабель питания и коммутаций (КПК);
- Извещатели тепловые (ИТ);
- кабели линий пуска средств пожаротушения (КЛП);
- средства пожаротушения (СП).
Основные технические характеристики
Напряжение питания постоянного тока, В
|
9-36
|
Диапазон рабочих температур,°C
|
от -40 до +85
|
Ток запуска средств пожаротушения, не менее, А
|
0,7
|
Средний потребляемый ток в дежурном режиме, мА
|
50
|
Максимальное количество тепловых извещателей
|
3
|
Максимальное количество средств пожаротушения
|
8
|
Средний срок службы, лет не менее
|
10
|
АСПТС устанавливается на транспортное средство согласно монтажному проекту. Для разработки проекта на определенную модель транспортного средства может потребоваться выезд наших специалистов для проведения замеров линейных размеров транспортного средства и его отсеков, определения пожарной нагрузки и негерметичности отсеков, определения мест крепления средств пожаротушения и тепловых извещателей, определения путей прокладки кабелей, места установки в кабине оператора прибора БКИУ, а также для привязки к электрической схеме транспортного средства.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ АСПТС
В обычном состоянии, называемом дежурный режим АСПТС практически никак не влияет на работу транспортного средства. Происходит лишь незначительное потребление электрической энергии от бортового аккумулятора.
При повороте ключа зажигания из положения "0" в положение "III" и обратно происходит соответствующее переключение режима работы АСПТС между режимами "Автоматический" и "Ручной". Таким образом, положение ключа зажигания является признаком остутствия или наличия оператора на транспортном средстве. Режимы работы определяют алгоритм пожаротушения.
- Если система работает в режиме "Автоматический", то запуск средств пожаротушения происходит полностью автоматически с минимальной задержкой;
- Если система работает в режиме "Ручной", то запуск средств пожаротушения происходит либо автоматически с некоторой задержкой, необходимой для покидания оператором рабочего места, либо, после нажатия оператором кнопки подтверждения пожаротушения что приводит к ускорению запуска средств пожаротушения;
В любом режиме работы системы, сразу после обнаружения возгорания происходит автоматическое выключение двигателя транспортного средства. Это необходимо сделать по следующим причинам:
- запуск средств пожаротушения при работающем двигателе может привести к выходу его из строя, так как огнетушащий состав может попасть во впускной тракт двигателя;
- вместе с двигателем отключается вентилятор системы охлаждения, который препятствует тушению, создавая приток кислорода извне, одновременно выдувая огнетушащий состав;
- вместе с двигателем выключается гидронасос, что приводит к падению давления гидравлического масла в системе, а как известно одной из причин пожара является воспламенение масла в случае обрыва РВД. Таким образом, тушение становится бессмысленным пока в зону горения поступает масло из гидросистемы;
Одновременно с выключением двигателя система выдает световую, звуковую и текстовую индикацию о пожаре с указанием названия отсека, где обнаружено возгорание.
На случай, если оператор обнаружит возгорание визуально быстрее, чем поступит сигнал от теплового извещателя есть возможность инициировать процесс пожаротушения вручную с помощью тумблера "ПУСК" на передней панели прибора БКИУ.
Кроме функций определения возгорания и запуска средств пожаротушения АСПТС имеет функцию непрерывного тестирования исправности своих элементов: цепей тепловых извещателей, цепей пуска средств пожаротушения, некоторых узлов прибора БКИУ. В случае возникновения неисправности контролируемых элементов информация об этом будет немедленно отображена на передней панели БКИУ.
Одним из ключевых отличий от других систем пожаротушения для транспорта является наличие функции защиты транспортного средства от переворота. Благодаря встроенному в прибор БКИУ акселерометру происходит постоянное отслеживание угла наклона транспортного средства. При превышении заданного угла наклона транспортного средства БКИУ выдает управляющий сигнал на обмотку реле (подает напряжение), происходит срабатывание реле и оно размыкает цепь зажигания, что приводит к автоматической остановке двигателя. Таким образом осуществляется защита двигателя от негативных воздействий при перевороте или чрезмерном крене транспортного средства.
Любое событие: пожар, запуск средств пожаротушения, включение ручного тумблера "ПУСК", неисправность, переворот транспортного средства, включение/выключение напряжения питания, переход между режимами "Автоматический"/"Ручной" записывается в архив с привязкой события к дате и времени. Таким образом в случае необходимости расследования различных происшествий есть возможность узнать последовательность событий и действий оператора.
<<< Назад
|